Волонтёрство

Категория: Uncategorised Опубликовано: 31.08.2016 Автор: Администратор

 

Программа волонтёрского движения 

БОУ "Тарская СОШ № 5"  

"Всё в наших руках"Актуальность    программы   

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением   окружающих,  противостоять  внешнему давлению.    

"Стратегия модернизации содержания общего образования"  определяет основную конечную цель образования - как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ". О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.  Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.  Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.    В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы. 

Волонтёры - это люди, делающие что-либо по своей воли, по согласию, а не принуждению.  

Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  Миссия нашего волонтерского отряда - внести вклад в физическое и  нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. 

Цели программы: 

  • Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств. 
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
  • Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Задачи программы: 

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
  • Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  • Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность. 
  • Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
  • Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
  • Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. 

Теоретико-методологическими основами программы являются:

  • Личностно-деятельностный и содержательно-деятельностный подходы к реализации эффективного социального взаимодействия  (А.С.Белкин, А.Б.Добрович, И.А.Зимняя, И.С.Кон, И.И.Рыданова, Б.И.Хасан и др.);
  • Теории отечественных и зарубежных ученых, в которых анализируются различные аспекты социализации личности К.А.Абульханова - Славская, А.Г.Асмолов, Н.А.Бердяев, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, С.И.Гессен, Э. Дюркгейм, В.А.Караковский, Л.Н. Коган, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, В.В. Москаленко, А.В.Мудрик, В.А. Никитин,  Т. Парсонс, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, М.И.Шилова.

 

В нашей деятельности мы руководствуемся следующими федеральными, областными, муниципальными и школьными законодательными актами: 

  • Закон РФ "Об образовании";
  • Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
  • Конституция РФ; 
  • Конвенция ООН о правах ребенка; 
  • Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  • Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ; ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
  • Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Устав школы. 

Принципы реализации программы: 

  • Системность;
  • Парциальность (т.е. педагогическая профилактика, рассматриваемая как часть общего процесса воспитания личности и реализующаяся через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации);
  • Когнитивная и проблемная адекватность; 
  • Опережающее обучение; 
  • Опора на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры;
  • Принцип самоуправления; 
  • Учет возрастных особенностей обучающихся.

Основные характеристики деятельности

Для реализации программы мы используем следующие методы: 

  • мотивацию к деятельности через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;
  • педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
  • опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного;
  • сотрудничество, наставничество, доверие и понимание.

В реализации деятельности волонтерского движения участвует широкий круг квалифицированных специалистов, заинтересованных в развитии и совершенствовании этого начинания в образовательном учреждении . Их тоже можно назвать волонтерами, т.к. это люди, делающие данную работу по своей воле, а не по принуждению; это добровольцы, разговаривающие на языке юной аудитории, старающиеся вызвать доверие и интерес к себе и к актуальным проблемам современности.

Программа деятельности волонтерского отряда "Пять"  "Всё в наших руках", состоит из пяти модулей:  "Пропаганда здорового образа жизни", "Профилактика злоупотребления психоактивными веществами, ВИЧ-инфекций", "Организация досуга в молодёжной среде", "Гражданско-патриотический", "Профилактическая работа по предупреждению правонарушений",  позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.

Содержание  деятельности  программы

Направление

Формы

Мероприятия

Пропаганда здорового образа жизни Социально-значимые акции, работа школьной агитбригады,  работа школьного Совета "Спорт" детского самоуправления  Социально-значимые акции "Мы за здоровый образ жизни", "Спорт в моей жизни", "Здоровье в твоих руках". Конкурсы  плакатов, агитационных листовок, буклетов  "Мы и наше здоровье", "Как сохранить своё здоровье", "Думай о своём будущем сейчас". Агитбригада "Я знаю много и поэтому здоров". Дни здоровья "Здоровье - моё богатство", "Олимпийские надежды", "Формула здоровья". Станционная игра "Азбука здоровья"
Организация досуга в молодёжной среде Работа школьной агитбригады, отряда "ЮДМ", работа Совета "Досуг", театральной студия "Театр детства", гастрольные туры Волонтерское движение в детский дом им. Д.М. Карбышева, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Выступления волонтёров на предприятиях и в организациях города и района.  Социально-значимая акция "Новогоднее чудо",  "От сердца к сердцу". Постановка новогоднего спектакля. Выступление на общешкольных мероприятиях.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами, ВИЧ-инфекций Профилактические рейды, акции, десанты, работа школьной агитбригады Социально-значимые акции "Мир без наркотиков", "Право на жизнь", "Мы за жизнь", "Мы за активный образ жизни". Тренинговая площадка "Здоровье человека в его руках", "Обучение жизненно важным навыкам". Моделирующая игра "Полезные и вредные привычки". Агитбригада "Дорога в никуда", Ситуативный практикум "Как бросить курить". Выпуск агитационных листовок, плакатов, буклетов "Нет наркотикам!", "Курить - здоровью вредить!". Рейд "Не бывать в школе табаку!". Массовая акция "Будь в теме".
Гражданско-патриотическое Клуб "Мы", республика СМиД, отряд "ЮДМ", совет ветеранов ГОВД Тарского района, Совет ветеранов Тарского района, митинги, встречи, акции Социальные проекты "Я и будущее моего района", "Тара новогодняя". Встречи с ветеранами милиции, войны и труда "Встреча трех поколений", митинги, военно-патриотические месячники к 9 мая и 23 февраля, патронаж ветеранов, краеведческая работа в рамках школьного НОУ "Надежда", социально-значимые акции "Надо, чтобы помнили...", посвящённая Дню пожилого человека, "Ветеран живёт рядом" (Адресные поздравления ветеранов Великой Отечественной войны).
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений Социально-значимые акции, работа школьной агитбригады,  работа школьного Совета "Порядок и дисциплина" детского самоуправления Профилактическая акция "Шаг на встречу", рейд "Подросток" по занятости обучающихся во время каникул. Тренинг социальных навыков "Что нужно для успешной карьеры?". Занятия в форме диалога "Манипуляция и защита от них". Круглый стол "Я являюсь правонарушителем, могу ли я реализоваться в жизни как личность, чего-то достичь?"

Ожидаемые результаты: 

  1. Создание системы профилактической работы в образовательном учреждении.
  2. Внедрение передовых форм и методов работы.
  3. Создание условий для успешной социализации молодежи.
  4. Активизация творческого начала школьников.
  5. Формирование готовности противостоять безнравственному, асоциальному и преступному поведению.
  6. Привлечение общественности к социальным проблемам общества.
  7. Совершенствование информационной базы пропаганды школы.
  8. Сохранение физического и духовного здоровья школьников.

 

Дополнительные материалы

Программа волонтёрского движения БОУ "Тарская СОШ № 5" на 2017-2022 учебные годы

Паспорт отряда волонтёров "Пять"

Информационная карта волонтёрского отряда "Пять"

План работы  волонтёрского отряда "Пять" на 2017-2018 учебный год

Презентация деятельности волонтёрского отряда "Пять"

План мероприятий месячника по развитию донорства в Омской области в 2017 году

План мероприятий месячника по развитию донорства в Омской области в 2016 году

План мероприятий месячника по развитию донорства в Омской области в 2015 году

Отчёт о проведении мероприятий в рамках месячника по развитию добровольного донорства в Омской области в 2016 году

План проведения месячника по гражданско-патриотическому воспитанию "Память зажигает сердца" (22.04-22.05 2016 года)

Социально-значимая акция "Донорство - как норма жизни"

План проведения добровольческой акции "Весенняя неделя добра - 2017"

Просмотров: 676